Ошибки в рисунке, с которыми я сталкиваюсь невозможно систематизировать однозначно. В одной из статей, я уже писал об отдельных ошибках академического рисунка. Но они, скорее, относятся к недостатку опыта рисовальщика. Даже занимаясь систематично, сложно понять явление целостности образа, соподчинения главного второстепенному. Потому, как все эти явления не всегда относятся к отдельно взятой составляющей натюрморта. Допустим, в натюрморте с самоваром не всегда может быть главным именно самовар, а если и так, то и в самом самоваре, есть главные уже для него элементы.
Все эти моменты усваиваются со временем и, зачастую, не достаточно одного их знания, необходимо много практиковаться. Сейчас же я хочу поговорить о таком важном моменте академического рисунка, как последовательное ведение работы. Такой последовательности мы обучаем на курсы рисования Киев. А именно одной его части, построения, но, обо всем по порядку.
Этапность ведения академического рисунка:
В рисовании можно избежать многих ошибок, на которые обречен начинающий художник. Многие ошибки можно предотвратить, научившись работать над рисунком поэтапно. Обычно первым этапом работы всегда является поиск композиции. Компоновка является важнейшей фазой рисования и продумывается от и до, пока лист еще чистый. Этот момент помогает избежать ошибок крупности изображаемого предмета или группы предметов, ошибок расположения предметов в пространстве листа. Достаточно часто рисовальщик спешит начать и забывает о главном, о композиции. Ведь, как бы не было технически хорошо всё нарисовано, плохая композиция испортит все прежде, чем зритель начнет его рассматривать.
После удачной компоновки, когда композиция устраивает художника и соответствует поставленному заданию, всегда хочется начинать рисовать натуру. И ученик, на мой взгляд, зачастую совершает фатальную ошибку. Такая ошибка может тянутся незамеченной до конца постановки, а потом очень удивлять автора своим «внезапным» появлением в последнем акте. Рисовальщик не проверил большие массы. То есть, не подумал о движении формы и её больших размерах. Ведь рисуя что угодно, мы соотносим размеры друг с другом, количество одной массы в другой. Но главное, что нужно сделать, это соотнести количество общей высоты к общей, для постановки, ширине. Ведь от правильно взятых габаритов, напрямую зависят все остальные соотношения и измерения. А верно взятый характер пластики формы, сделает рисунок более живим.
Важно помнить, что любые методы визуального сравнения, то есть: визирование, «прострелы», отвесы, контр формы, имеют место только после взятых отношений «на глаз». Это важно для развития глазомера художника, а потому является одним из условий обучения. Терминология достаточно узкая, потому может отличаться от общепринятой. Ведь где, как не в академическом рисовании есть столько разногласий по поводу употребления терминов.
После жестко установленной композиции, правильно взятых пропорций, рисунок имеет вид легкого наброска и плавно перетекает в этап построения. Построение, это скорее образ мышления, нежели узкий метод проверки собственного глазомера. Ведь мы учимся воспринимать объёмную натуру в пространстве листа, ощущать ее объёмность в, полученном нами, зачастую, двумерном образе натуры. А воссоздаём, в итоге, ощущение трехмерного образа. Потому и работа должна ощущаться в «пространстве», но никак не в плоскости «листа».
Построение, особенно на первых курса академического рисования (в Киеве), важнейший момент, который воспитывает глаз, усидчивость. Именно здесь часто видны знания о линейной перспективе. Этот этап как оголенный нерв, не терпит недопонимания его автором. Потому, часто к построению относятся негативно, «не достраивают», пропускают этапы или упускают суть построения элемента (почему-то чаще от этого страдают овалы). От того этот этап растягивается на многие часы. Построение должно стать вашим помощником. В будущем этот, как и многие другие этапы, будет происходить только в голове рисовальщика. Но пока, понимание построения в его полном проявлении на листе, играет значительную роль.
-
Светотеневая «лепка» формы.
После того как рисунок «отстроен» можно плавно переходить к лепке формы светом и тенью. Проложив большие света и тени, постепенно переходят к моделировке полутонов, касательного света. Здесь, кроме всего прочего, важно помнить о большом движении тени и света, большом силуэте. В рисунке не стоит терять движение контраста по перелому формы. Все эти моменты «замыкают» рисуемый объект и придают ему большей целостности.
Обычно на этом этапе студенты «сушат» работу, теряют пропорции, рисунок обретает дробность, то есть все то, от чего мы так целенаправленно пытались скрыться. Помните, на любом этапе ведения постановки, вы создаёте образ, а не срисовываете! Рисование – не копирование живой натуры, а работа «по поводу» натуры. И образ будущий должен быть больше выразителен, нежели правдив.
-
Обобщение образа.
Обобщение — финальный этап. Мы сводим все к единому целому, подчиняем детали главному. На этом этапе работа вновь ведется над всем рисунком, над его большими формами, над его общим воздействием. Мы снова возвращаемся к общему. Не даром, одно из правил рисования гласит «От общего к частному, от частного к общему». Ведь завершенность работе придает не количество деталей, а целостность образа.
Конечно, каждый из этих этапов имеет в себе большое количество информации, которой оперирует художник. Потому обучение рисунку достаточно долгий и трудоёмкий процесс.