Основной источник ошибок в рисунке.
Из моего опыта преподавания рисунка, большое количество ошибок в академическом рисунке происходит из-за отсутствия понимания этапа построения. На начальных этапах прохождения курса академического рисунка ученики, зачастую, недооценивают этап построения, а потому не доводят его до конца. Это связано с тем, что построение, на уроках академического рисунка, вызывает определенные трудности, из-за постоянного анализа, а также ученик не вполне понимает его цель. Поэтому мы так часто видим портреты, в которых портретируемый не имеет должного сходства, обнажённые фигуры с погрешностями в симметрии и пропорциях, особенно при рисовании модели в движении, а особенно в ракурсе.
Конечно, построение объекта в рисунке начинающего художника и опытного имеют совершенно разный вид. Начинающий художник, для большего понимания, разбора формы, усвоения методики разбора, все свои размышления переносят на бумагу в виде тонких линий. Опытный же художник, держит все линейные построения у себя в голове, перенося равно могут только элементы образа живой модели. Такие навыки можно получить только благодаря постоянной работе в мастерской с натуры, и ни в коем случае не с фотографии или репродукций. Работа по фото и репродукциям имеет совершенно другие цели, потому необходим репетитор по рисованию, который вовремя умеет дать понять, что рисование превратилось в «срисовывание».
Когда начинать строить форму?
Этап построения нужно начинать после того, как все пропорции, основные элементы рисуемого предмета или модели взяты на глаз. Потому как постоянные попытки взять пропорции на глаз тренируют умения художника быстро и точно ловить сходство с моделью. На данном этапе построение играет не только утилитарная роль, анализа форм, но является инструментом перепроверки собственного глазомера.
В рисунках многих учеников я встречаю нежелание доводить этот этап до состояния завершенности, скорее всего потому, что начинающий художник ещё не ощущает потребность в глубоком анализировании формы. Я считаю, что работа над разбором формы должна быть проведена как можно более глубоко, особенно на этапе рисование гипсовых форм потому, как это одна из главных целей обучения. Умение строить хорошо заметно в лучших образцах ученических работ академии художеств России и Украины, в которых самая сложная форма лепится абсолютно убедительно в пространстве листа.
Чем лучше рисовальщик, на курсе академического рисования, понимает значение и умеет анализировать форму, тем проще ему будет справиться с такими сложными задачами как рисование портрета и обнаженной модели, в будущих ученических и творческих работах.
Этап построения должен плавно возникать и также плавно переходить в следующие этапы рисования. Мы только условно делим рисунок на определенные этапы, с целью избежать в самых допускаемых, студентами, ошибок. В будущем уже художник может рисовать абсолютно по-разному, но правильно поставленный глаз посредством правильного академического рисунка, позволяет ему видеть все погрешности не отстраивая полностью форму на листе, а делать это в голове.
Частые ошибки на этапе построения в академ. рисунке.
Как ни странно, частыми ошибками в рисунке являются не сложные построения, а более простые закономерности. Такие вещи как количество точек схода на линии горизонта для одного предмета, построение овала, вызывают больше проблем в будущем нежели умение построить падающую тень от сферы. Разбирать какие-либо моменты построения, не вижу необходимости, в частности в данной статье потому, как написано достаточно книг по данному вопросу, в которых он раскрывается достаточно широко. Такие книги как подготовка художников архитекторов, рисунок для начинающего художника и так далее… могут быть полезными абсолютно всем рисовальщикам.