Репетитор по рисованию о больших массах в рисунке.
Не давно я писал статью об этапах ведения рисунка, а также основных ошибках в академическом рисовании. Ошибки каждого ученика свои, потому преподаватель подходит индивидуально к каждому ученику и его проблемам. Не редко я меняю ход программы из-за того, что у студента возникают сложности на начальном этапе рисунка, без отработки работать дальше сложно.
Целью моих статей не является работа над конкретной определённой проблемой в рисовании, а размышление, обобщение ошибок в академическом рисунке моих учеников, ошибок, с которыми сталкивается практически каждый рисовальщик. Я, как можно более обобщенно, стараюсь указать на проблемы в рисовании. Потому как каждый человек индивидуален и это напрямую отражается в его творческой деятельности, самостоятельная работа ученика над ошибками, поиск их решений более важна, нежели попытка репетитора по рисованию указать путь ее решения или предотвратить ее. Часто указывая на конкретные недостатки ученики ожидают поддержки от репетитора по рисунку, что вводит их в ложное ощущение безопасности.
Если же более узко говорить о проблеме, поднимаемый в этой статье, то можно обобщить следующее. Грамотное ведение академического рисунка всегда подразумевает этапность ведения работы. Эта этапность может меняться в зависимости от творческих задач. Но если мы говорим о задачах академического рисунка как рисунка с целью изучить модель и методы ее изображения, то можно избежать многих ошибок, допускаемых большинством начинающих рисовальщиков, только благодаря верному ведению рисунка.
Первым этапом рисования является компоновка, следующий — проверка пропорций, движения, после этого обычно работа плавно уходит в построение перспективное построение и тональный, светотеневой разбор формы. Светотеневой разбор формы ещё называют лепкой формы. Последним этапом рисунка является обобщение.
О больших массах в академическом рисунке подробнее.
Сейчас хотелось бы поговорить о таком моменте, как проверка больших пропорций, масс в рисунке. Что имеется в виду под большими массами, это большое движение света и тени, а также общие для всей фигуры движение пластики формы. Каждый предмет разбиваются потоком света на световую сторону и сторону, на которую свет непосредственно от источника света не падает, то есть теневую. Для того чтобы собрать предмет в единое целое в рисунке и он не стал напоминать набор деталей, необходимо держать пятна светотени цельными. В этом нам помогают прослеживание перелома формы, место, где форма так меняет свое положение в пространстве, что свет перестает падать на какую-то из его частей непосредственно. Перелом формы необходимо прочитывать одним потоком. Это не тонкая линия и не размытый контур. Каждое преломление имеет разный характер, который нужно научится замечать. Для сферы цилиндра оно происходит очень мягко, в отличие от более грубых геометрических форм, где он ломается практически мгновенно. Удержание большого пятна тени, и света является одним из главных условий цельного рисунка. Таким образом удерживается общая масса тени во всей фигуре, или изображаемом предмете.
Существуют также другие способы собрать рисунок, например собрать силуэт контуром, но об этом моменте мы будем говорить отдельно.
Кроме общих пятен света и теней существует понятие большого движения формы. Бывают ситуации когда рисуемый и предмет не пластичен. Но в те моменты когда у предмета есть выразительная пластика, ее необходимо ловить для всей формы на самых ранних стадиях рисунка. Как бы не был хорошо адресован предмет, с точки зрения детализации, эти фундаментальные основы — движение светотени, общая пластика, ценность рисунка, должны присутствовать в каждом рисунке. Это такие вещи, которые не видны невооружённым взглядом, но при их отсутствие рисунок теряет свою притягательную силу, становится не интересным.