Как начинать рисунок. Компоновка листа.
В этой статье я продолжаю свои замечания по поводу верного ведения академического рисунка и самых распространенных ошибок рисования. На своих уроках рисования я постоянно сталкиваюсь с ошибками в академическом рисунке, причиной которых есть не верная или перепутанная последовательность ведения. Ряд таких ошибок я отдельно описал в статье о том, как правильно вести рисунок. Профессионалы рекомендуют начинать с компоновки. Компоновка — это первый и обязательный момент, в котором решается композиция листа. Если композиция рисунка решена не верно, то последующая работа не имеет смысла до того, как эта ошибка не исправлена.
Следующим этапом ведения академического рисунка — проверка больших размеров и пластики формы. На этом шаге рисунок обретает большие массы, закладывается движение света, целостности, уточняются детали композиции. Обычно преподавателя не рекомендуют нарушать последовательность ведения рисунка, менять или пропускать её этапы. Допуская ошибки в академическом рисунке, что случается довольно часто у начинающих художников, их гораздо сложнее исправить на последующих стадиях.
Следующий этап рисования — построение.
Дальнейшее развитие требует аналитического построения формы. При этом важно чтобы художник чётко понимал цели, поставленные перед собой, и инструменты, как способ их решения. Умение строить симметрию и асимметрию в любом ракурсе, поможет вам в работе со сложными формами. Построение фигур (в случае рисования геометрического натюрморта) обязательно делается насквозь. Все элементы и детали следует строить так, как если бы они были прозрачны.
Обязательным условием успешного изучения академического рисунка это проверка пропорций предметов «на глаз». Это позволяет развиваться нашему глазомеру, не уходить в срисовывание, позволяет мыслить объемно. Старайтесь не мереть на карандаш прежде, чем нарисуете по своему ощущению.
Третьим этап — тональный разбор рисунка.
На уроках рисования (в Киеве) верным и логичным этапом после построения можно выделить тональную лепку, или разбор светотенью. На этом этапе форма лепится пятнами тона, разрабатываются детали, большие массы уточняются. Этот процесс самый трудоемкий из всех этапов рисования. Пред идущие три этапа академического рисования являются больше подготовительными, уточняющими, а процесс тональной проработки придает должный воздух и объём. Этапы ведения всего рисунка от начала и до конца проиллюстрированы ниже.
Как и чем правильно заканчивать академический рисунок. Обобщение.
Последним этапом рисования всегда является обобщение. Этот шаг ведения академического рисунка может занимать достаточно много времени и очень важен для итога работы. Часто студенты упускают данный момент обобщения. Нарисовав форму, построив ее, разобрав тональные отношения, не редко случаются моменты когда рисунок напоминает набор отдельных деталей. Контрасты не согласованы между собой, рефлексы излишне засвечены. В таком случае, нужно собрать все детали в единое целое, уточнить большие отношения светотени, привести рисунок к целостности образа.
Каким бы ни был хорошим рисовальщиком художник, как бы хорошо он не умел держать в голове всю систему тональных отношений, понимание круглой формы в пространстве, как бы хорошо он не развивал рисунок в глубину листа, в финале все равно следует обобщение. Конечно художник должен думать о всех этих тонкостях по мере рисования от самого начала и до окончательной стадии. Но во время обобщения рисунка мы снова возвращаемся к большим формам, большим массам, стараемся смотреть на рисунок цельно.